Режиссер и сценарист Ален Роббе-Грийе, композитор Мишель Фано
В ролях Жан-Луи Трентиньян, Мари-Франс Писье, Кристиан Барбье, Рауль Гуйлад
В трансъевропейском экспрессе из Парижа в Антверпен едет группа кинематографистов, которая, чтобы развлечь себя в пути, начинает сочинять сценарий к фильму. На глаза им попадается актер Жан-Луи Трентиньян, и они делают его главным действующим лицом своего сценария. Дело продвигается вяло и чтобы оживить сюжет, они пускают в ход реалии сегодняшнего дня: контрабанда наркотиков, погони, перестрелки, нетрадиционное отношение к женщинам главного героя. В картине переплетены самые разные жанры-экспериментальный фильм, детектив, триллер, мистика, черная комедия и мелодрама с элементами эротики, бондажа, парадокса и розыгрыша. История как бы порождена кинематографистами, но развивается во многом независимо от них, позволяя им вносить в ход событий лишь частичные правки, и одновременно сочинять на основе этой истории собственный сценарий…
И хотя в фильме это выглядит иронично и пародийно, в Англии он был запрещен к показу из-за сексуального насилия. По мнению крупнейшего российского культуролога Кирилла Разлогова эта картина стала эталоном жанра. «Одним из основных сюжетных мотивов является пристрастие героя к изнасилованиям, которые он разыгрывает с нанятой проституткой». На кинофестивале на Фарерских островах картина номинировалась на Гран-при.
Из журнала «Искусство кино». Поезд везет пассажиров из Парижа в Антверпен. В поезде едут: кинорежиссер, его жена и продюсер. Они обсуждают план будущего детективного фильма: в поезде «Трансъевропейский экспресс», везущем пассажиров из Парижа в Антверпен, едет один из членов банды по подпольной продаже наркотиков. Полиция «подсаживает» к нему своего агента-девицу легкого поведения, которую торговец наркотиками насилует, а затем убивает. Выдав по оплошности тайный пароль банды другому агенту полиции, убийца сам погибает от руки главаря банды. Казалось бы, хеппи-энд невозможен. Но, сойдя с поезда в Антверпене, режиссер видит, как на перроне мирно целуются «убитые» им герои. Таков вкратце сюжет, вернее, один из сюжетов этого фильма, созданного «новым романистом» Аленом Роббе-Грийе с участием актеров Жан-Луи Трентиньяна и Мари-Франс Писье. Профессиональные кинокритики поспешили объяснить недоумевающим зрителям, не знающим, как переварить предложенное им острое кушанье, что фильм-многоплановый. Это и пародия на традиционный западный детектив, и фильм о проблемах художественного творчества (недаром в нем показано, как делается кино), и психологическое преодоление автором «живущего в сознании каждого из нас мифа о первородном грехе». Так, по крайней мере, толкует фильм кинообозреватель журнала «Тан модерн» Дидье Анзе. Восторженно отзывается о «Трансъевропейском экспрессе» критик «Синема 67» Жиль Жакоб. «Этот писатель-говорит он о Роббе-Грийе-один из самых оригинальных современных кинорежиссеров, идущих в авангарде киноискусства». Возражая многочисленным критикам, считающим манеру Роббе-Грийе творчески бесплодной, а о фильме полагающим, что «все это отдаст сумасшедшим домом», Жакоб объявляет кинематограф Роббе-Грийе «кинематографом мысли». Задача автора фильма, по мнению критика, в том, чтобы «вскрыть идентичность реальности и вымысла». Уклончивой оценке фильма как «юмористического опыта развлекательной эстетики», принадлежащей критику «Леттр франсез» Марселю Мартену, можно противопоставить беспощадный приговор, вынесенный тому же фильму Пьером Ажамом, обозревателем французского литературно-художественного еженедельника «Нувель литерер». Ажам без обиняков заявляет, что художественное значение фильма равно нулю. Причины провала? «Пошлость, неумелость, пустота».