Двух серийных маньяков выпустят на свободу в Петропавловске
В Петропавловске на свободу должны выйти два маньяка, совершивших жестокие и резонансные преступления в 90-х годах. Эта новость уже наделала много шума. Люди опасаются, что серийные убийцы и насильники примутся за старое. Насколько заключение меняет людей, и есть ли повод для паники?
ЕКАТЕРИНА БЕЛОУСОВА, корреспондент:
— Девочка должна была прийти домой после школы, но не дошла до него всего 400 метров. Тело первоклассницы с проломленной головой и 13 ножевыми ранениями 19 декабря 1998 года было найдено в лесополосе. Тем же летом на окраинах Петропавловска орудовал и маньяк-душитель. Он забирался в окна по деревьям и трубам и душил девушек и женщин, при этом насиловал и грабил. В то время эти люди держали в страхе всё местное население, и в начале этого года, отбыв по 25 лет наказания, они выходят на свободу. Многие петропавловцы с опаской ждут этого дня.
В Петропавловске на фоне закрытия практически всех градообразующих предприятий и нищеты в конце 90-х резко выросла преступность. Обыденностью стали грабежи и вымогательства. Даже тихий провинциальный город стал рассадником для маньяков.
ШАМШАДИН БАЙКУАТОВ, заместитель председателя Совета ветеранов уголовного розыска МВД:
— Развал экономики, разрыв внешних экономических связей, безработица. Все это привело к тому, что снизился уровень жизни населения. Соответственно, это сказалось и на преступности. Преступность стала характеризоваться ярко выраженным насильственным и корыстным характером, увеличилось число посягательств на жизнь и здоровье людей, они приобрели дерзкий, жестокий характер, порой нередко с применением оружия.
Маньяка-душителя из Петропавловска семь лет назад уже освобождали досрочно, но на свободе он пробыл недолго. Уже в 2021 году напал на девушку и отправился на три года в тюрьму. Ветеран внутренних дел Шамшадин Байкаутов, исходя из собственного профессионального опыта, отмечает, что больше половины тех, кто однажды преступил закон, после освобождения совершают подобные преступления снова. Однако, если кому-то можно дать шанс, то выпускать в общество маньяков, по его словам, опасно.
ШАМШАДИН БАЙКУАТОВ, заместитель председателя Совета ветеранов уголовного розыска МВД:
— Маньяки — это же отклонение, это же болезнь. У нас были же такие, тот же Джумагалиев, помните? Он должен уже освободиться. Занимался каннибализмом, ел мясо людей. Нормальный человек разве будет есть себе подобных? Разумеется, это болезнь, их надо лечить. Я думаю, таких людей вообще надо закрывать в психиатрическую больницу до конца жизни. Потому что завтра они, выйдя на свободу, примутся обратно за старое.
Психологи тоже отмечают, что, скорее всего, у таких людей не развита эмпатия. Непонимание боли другого человека идет с детства, и привить такие чувства практически невозможно, поэтому риск действительно есть. Однако стражи порядка уверяют, что населению бояться нечего.
ЖАННА ЖУСУПОВА, старший инспектор, психолог Департамента уголовно-исполнительной системы по СКО:
— Заключение и изоляция формирует у осуждённого такие новые черты, как целеустремленность, формирование новых ценностей и желание прожить жизнь. И хотелось бы сказать, что суд при принятии решения смотрит на готовность осуждённого к освобождению, беря во внимание заключения специалистов-психологов.
К тому же, такого человека берут под постоянное наблюдение. Участковые инспекторы и оперуполномоченные периодически будут выезжать по адресу к поднадзорному, выяснять образ его жизни, чем занимается, где и кем работает.