ВЫСОЦКИЙ в БОЛГАРИИ 1975 год. София, Студия “Балкантон“, 23 сентября 1975 года. С гитаристами!
✅ Поддержать канал:
Карта Сбербанк: 2202 2023 2543 9804
Donationalerts
Мой ВК -
Группа в ВК -
Для всех таганских актёров время, проведённое в Болгарии, было расписано буквально по часам. Помимо спектаклей, были ещё концерты, встречи со зрителями и съёмки для телевидения.
Во время визита в Софию, местная фирма звукозаписи «Балкантон» предложила Высоцкому записать собственный альбом. Славков хотел снять музыкальный фильм про поэта, но для него не было подходящей аудиодорожки, а сам Высоцкий не очень хотел посещать студию. Хотя, по словам биографа Марка Цыбульского, он согласился не раздумывая, несмотря на огромную загруженность (запись пришлось делать ночью, после спектакля и интервью). Такая возможность — записать целую пластинку своих песен — у Высоцкого появилась впервые в жизни: на тот момент в СССР вышло лишь несколько миньонов, а диски, записанные позже в Канаде и Франции, тогда ещё даже не планировались.
Иван Славков организовал три передачи с участием Владимира Высоцкого и постоянно с ним встречался. Вечером 22 сентября Высоцкий приглашён на интервью в ресторан «Лотос», баре «Болгарского национального телевидения» возле Орлова моста. Тогда труппу задержали на приёме после спектакля, из-за чего Владимир Семёнович сильно опоздал, и пришёл без гитары. Во время интервью Высоцкий рассказал о спектаклях, о Гамлете и о друзьях в Москве. Потом нашлась гитара и он исполнил восемь своих песен. Получасовая запись вошла в телепередачу «Вместо интервью».
Первая студия «Болгарского национального радио»
После посиделок Славков предложил продолжить вечер в другом ресторане. В ту ночь, по его распоряжению, первая студия «Болгарского национального радио» («Радио София») (хотя каталоги выступлений Владимира Высоцкого ошибочно указывают на то, что пластинка была записана на самой студии «Балкантона») была обустроена под заведение (корчму). Там находились столы, официанты, декорации и аппаратура «ресторанного» оркестра. По воспоминаниям Любена Георгиева, в студии находилось много народу — «гораздо больше, чем требовалось». Москвичам без проблем удавалось общаться с болгарами и понимать их. Лизе Матевой, которая нашла для Георгиева и работников радио зал, приходилось часто выходить из кабины, пока те стояли за стеклом.
После просьбы со стороны хозяев ничего не подозревающий Высоцкий согласился исполнить несколько своих песен. Выступление тайно записали профессиональной техникой. По словам Славкова, с записью помогал директор радио — Боян Трайков. Она проходила с 0:45 (по другим сведениям — с 11 вечера) до 3 часов утра, поэтому в источниках датой записи указывается не 22, а уже 23 число.
Высоцкому аккомпанировали два его приятеля по Таганке — Виталий Шаповалов и Дмитрий Межевич. Когда Таганка только отыграла спектакль, к Шаповалову подошёл Высоцкий и предложил заработать 88 левов. На студию их привёз, по воспоминаниям Шаповалова, сам руководитель телевидения — «нагловатый такой молодой человек».
То, что в студию пришли «двое с гитарами», подтвердил и находящийся в студии Славков. В отличие от Межевича, Шаповалов совсем не разбирался в репертуаре Высоцкого, однако тот сказал, что «один раз послушаешь — второй уже будешь врубать». Альбом был записан за один дубль.
Перед началом «Песни о погибшем лётчике» Владимир Семёнович, обращаясь к своим коллегам, говорит: «Ну, давайте начнём. Значит, первые два куплета споём как вальс, а потом я сменю ритм, а вы за мной пойдёте. Хорошо? Давай, Дима, начинай». На протяжении всей записи Высоцкий подсказывал своим коллегам, в каких тональностях и ритмах играть песни («Значит, Дим, будем мы её играть… даже лучше — в ре-миноре вы играете, да? Хорошо? А ритм такой — послушай…» («Песня иноходца»); «Значит, начинайте, только немножечко пониже давайте её споём — да? Соль минор. Тот же самый ритм.» («Дорожная история»)).
Существует и другая версия истории: по словам «болгарских корреспондентов» запись там была сделана не для пластинки, изданной «Балкантоном» и «Владимир Высоцкий аккомпанировал себе сам».
Возможно, был записан и видеоматериал, но не для телевизионных целей. По словам Любена Георгиева, в момент нахождения Высоцкого на радио, несколько снимков были сделаны Зафером Галибовым — фотографом поэта в Софии. По рассказу Майи Туровской, Владимир Семёнович вместе с Георгиевым посетил меховую фабрику в городе Нови-Искыр и потратил гонорар за будущую пластинку на дублёнки для своего друга Всеволода Абдулова и жены Марины Влади.