Настоящий звук | Два вальса Шопена. Монах Авель
/ Комитет национального наследия, 2023.
/ Руслан Богатырев, 2023.
—
/ Фрагмент концерта монаха Авеля в Воскресной школе храма Святых Бориса и Глеба (Москва), 2018.
/ Фредерик Шопен. Вальс до-диез минор ( № 2) и Большой Блестящий вальс ми-бемоль мажор ().
Многие из нас привыкли слушать музыку в усиленном и обработанном виде, с огромным слоем акустического макияжа и даже капитальных пластических операций: записи, концерты, трансляции... Многие исполнители позабыли или даже вообще не знают, как они звучат в естественной акустике. В камерной. В небольшой комнате. Без микрофона.
Звукоусиление, ретушь, фонограммы... Да и где сегодня можно услышать настоящий звук? Разве что в библиотеках и усадьбах. Что уж тут говорить о самих слушателях. Уши которых привыкли к прилизанному ГМО-звучанию. Гордый исполнитель сегодня смотрит на свою публику свысока, с пьедестала высокой сцены. Вооружённый до зубов... Чего уж греха таить: да, мы всё чаще довольствуемся подобными консервами и пакетированными соками. Ведь до затерянного родника надо ещё идти. Да и путь к нему известен лишь единицам...
С.В. Рахманинов: «Чтобы воспринимать хорошую музыку, нужно быть интеллектуально настороженным и эмоционально восприимчивым. Вы не можете быть таким, когда вы сидите дома, положив ноги на спинку стула. Слушанье музыки — вещь более трудная. Нельзя просто «всасывать» её в себя!»
Л.Л.Сабанеев, профессор Русской консерватории им. Сергея Рахманинова в Париже (1956): «Радио есть могущественный инструмент... Оно не только вульгаризирует музыку, но и приучает к неуважению к ней. Её можно ежесекундно прекратить простым поворотом кнопки, будь там поёт сам Шаляпин или играет Артур Рубинштейн. Да и играет не он, а музыкальный консерв, именуемый диском. Таким образом акт слушания музыки — акт, который раньше был как бы священным, — этот акт ежесекундно во всём мире миллиарды раз профанируется... Музыка становится всё более и более подсобным искусством для других искусств (театра, кинематографа, увеселительных искусств), становится более занятием, чем искусством, техническим пособием... Наш прозаический век уже не понимает, в сущности, зачем это искусство существует. Это «романтично» и «сентиментально» — в общем, в этом совестно признаваться. Человек нового поколения не понимает, к чему это общение творческого мира композитора с другими людьми. Кому какое дело до его чувствований и переживаний?»
—
Монах Авель — служит в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре. В свободное время исполняет для прихожан классическую музыку и шедевры советской музыки. Окончил физико-математический лицей в Санкт-Петербурге, музыкальное училище, а затем и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (по классу фортепиано).