Сывтуга, Архангельск, Вологда. Июль 2023.

7-10 июля совершил очередной антипоход по реке Сывтуга в Архангельской области. Антипоход потому, что проехав в сумме 2900 км, потратил на прохождение интересующего меня порожистого участка реки около 30 минут, вместо двух недель как ходят нормальные люди от истока. Старт из Питера 7 числа в 8-00 утра. Ехал через Подпорожье, Вытегру, Пудож, Каргополь, Плесецк, Ярнему, Малую Фёхтальму. Расстояние 1000 км. Вечером был на переправе, там и заночевал. В 8 утра за мной приехал на лодке Саша, с которым заранее договорился о заброске на реку. Переплыли реку Онега и попали в деревню Шомокша, пересели на УАЗ-вездеход и за три часа доехали до моста через Сывтугу. Обычные внедорожники сюда не проедут, только на больших колёсах. Планировал начать сплав с порога Чёртово Ущелье, для этого нужно было подняться вверх по реке около 5,5 км. Но поскольку по самой реке плыть вверх нереально, мы с Сашей попытались найти тропу вдоль берега, но так и не нашли. Решили идти по лесному бурелому, но далеко пройти не смогли, особенно я с тяжёлым рюкзаком, в котором была лодка и все вещи. Начал сплав с того места, докуда дошли. Саша пошел пешком обратно к машине оставленной на мосту. Когда я проплывал мост (5:20) машины уже не было, Саша поехал встречать меня на порог Падун. После моста начинаются жуткие пороги, которые в высокую воду оцениваются регламентом 4 КС, а в обычную 4 КС. Но мне как всегда кажется это слегка завышенным. Так как весь день шёл дождь, и я был уставшим, решил все пороги (кроме Падуна) идти сходу без просмотра. Наконец, вижу на скале предупреждающую о порогах табличку. Прохожу нормально первый Перелом (6:15), но чуть не кильнуло. Затем второй (8:10). А вот в третьем (8:40) меня прижало боком к правой скале, но я смог вырваться. Далее прошел нормально четвёртый Перелом (9:40). Ну, а в Мельнице (10-40) меня снова прижало боком к камню, да так сильно, что пришлось вылезать из лодки и пытаться её вытащить из набегающего в неё потока. Интересно, что было бы с каркасной лодкой в аналогичной ситуации? В конце концов мне это удаётся, и я продолжаю сплав. Вскоре вижу табличку извещающую о памятнике природы – пороге-водопаде Падун (13:30). Вышел на его просмотр, увидел внизу Сашин вездеход. Через некоторое время он подошёл вместе со знакомыми, которых встретил здесь. Я попросил их снять с берега моё прохождение водопада. Решил идти средней протокой. Прошел успешно, половина лодки ушла вертикально под воду набрав много воды. Пороги Сывтуги пройдены! В этот же день я был снова у своей машины на другом берегу Онеги. Еще до похода планировал, что вернусь тем же путём обратно домой, но аппетит пришёл во время еды, и я решил посетить Архангельск (20:50) и Вологду (21:50), в которых еще не был. Так и сделал – проехав через городок Онега, посетил культовые места и музеи этих городов, потом через Череповец, Пикалево, Тихвин, Новую Ладогу вернулся вечером 10 июля в Петербург. Средний расход топлива за всю поездку составил 5,8 л/100км.