Во время Второй мировой войны всего, как известно, для ставок Адольфа Гитлера и его маршалов было построено семь секретных подземных ставок-бункеров: “Фельзеннест“ (“Гнездо в скалах“) на горном правобережье Рейна; “Танненберг“ (“Еловая гора“) в горных лесах Шварцвальда; “Вольф-шлюхт“ (“Волчье ущелье“) на бывшей франко-бельгийской границе под городком Прюэ-де-Пеш; “Вервольф“ (“Оборотень“) в районе Винницы; “Беренхалле“ (“Медвежий зал“) в трех километрах от Смоленска; “Рере“ (“Тоннель“) в Галиции и, наконец, самая крупная и мощная - “Вольфшанце“ (“Волчье логово“) - в Восточной Пруссии, в семи километрах от Растенбурга (ныне - польский город Кентшин).
Осенью 1941 года, когда, казалось бы, несокрушимая немецкая военная машина без проблем готовилась овладеть столицей СССР – Москвой, а советское руководство уже паковало чемоданы, чтобы перебраться на следующий рубеж обороны – в город Куйбышев, оставив немцам всю Европейскую часть СССР вплоть до Волги, у немецкого высшего военного руководства возникла, наоборот, необходимость приблизить верховное командование к новой линии фронта для более оперативного руководства армией. Так. Недалеко от Смоленска, в местечке Красный Бор возник проект “Bärenhöhle“ (“Беренхалле“) - “Медвежья берлога“.
В этих местах размещалась известная немецкая разведывательная школа “Сатурн“. Здесь же и была запланирована организация ставки Гитлера и штаба группы армий “Центр“. Осенью 1941 года в Красном Бору началось строительство огромного подземного комплекса, которому дали название “Беренхалле“ - “Медвежий зал“ или точнее “Медвежья берлога“. Проектирование и контроль за строительством осуществляла “Организация Тодта“ - немецкая военно-строительная фирма. Площадь территории строительства в сосновом бору заняла девятнадцать гектаров. На объекте работали тысячи советских военнопленных из концлагерей, расположенных под Смоленском. Гитлеровцами поддерживался строжайший режим секретности. Строительные команды (даже состоявшие из немецких рабочих) после окончания очередного этапа работ расстреливались. Охраняли бункер офицеры-эсэсовцы. В Красный Бор приезжали Гудериан, Кейтель, Йодль, Канарис и другие немецкие военачальники. Сам же Адольф Гитлер побывал в “Беренхалле“ дважды: в середине ноября 1941-го и 13 марта 1943-го.
За месяц до прихода советских войск нацисты эвакуировали ставку главнокомандующего группой армий “Центр“ в резервный бункер на территории Белоруссии близ Борисова. До сих пор остается загадкой: почему они при отступлении не взорвали комплекс “Беренхалле“ и поддерживали его в рабочем состоянии до последнего момента (“Беренхалле“ является единственным невзорванным из всех семи бункеров-ставок). Именно это породило домыслы о якобы оставленных там ценностях, которые гитлеровцы не успели вывезти. Специалисты считают, что в тайниках бункера могут храниться украденные гитлеровцами богатейшие коллекции смоленских музеев и храмов, бесследно исчезнувшая чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии, а также важные документы периода Второй мировой войны.
О “бункере Гитлера“ в Красном Бору стали говорить открыто в конце 80-х годов. До этого единственное упоминание о ставке группы армий “Центр“ под Смоленском можно найти лишь в книге Юрия Королькова “Тайны войны“, вышедшей в 1958 году.
В апреле 1989 года в Смоленске при одном из районных Советов была организована группа “Поиск“, в которую вошли энтузиасты, специалисты по военному строительству, аквалангисты и историки, изучавшие “Беренхалле“.
Члены группы неоднократно посылали запросы на имя министра обороны СССР и в Подольский архив, а также в соответствующие учреждения ГДР. Но все попытки найти документы по этой теме оказались бесплодными.
В 2003 году попытки раскрыть тайны бункера Гитлера возобновились уже под патронажем областной администрации. В апреле распоряжением губернатора Виктора Маслова была создана комиссия по исследованию исторических событий, произошедших в период оккупации Смоленщины в годы Второй мировой войны. В комиссию вошли представители городской и областной администраций, члены попечительского фонда “Примирение“, поискового отряда ГУ по делам ГО и ЧС, ФСБ, архивисты и историки. Пять месяцев на территории площадью 60 кв. километров велись активные поиски. Нашли немало: водопровод для питьевой воды, водопровод для тушения пожаров, очистные сооружения, агрегаты для энергоснабжения. Водопровод для питьевой воды оказался действующим!
В настоящее время можно лишь увидеть три надземных сооружения “Беренхалле“ - это три бункера-выхода на поверхность: “Круглый“, “Шалаш“ и “Западный“.
Тайна же “Медвежьей берлоги“ продолжает храниться глубоко под смоленской землёй…