Каким должен быть лучший на поле боя танк? Быстрым? Маневренным? С тяжелой прочной бронёй? С мощным и дальнобойным орудием? В конце тридцатых, перед Войной ответы на эти вопросы были глубоко неочевидны. Дошло до того, что в решение этих вопросов приходилось вмешиваться лично Верховному Главнокомандующему Сталину.
Обратимся к мемуарам человека, который непосредственно ковал наш бронетанковый щит. К воспоминаниям о Войне и Сталине знаменитого конструктора, создателя отличной пушки для Т-34 Василия Грабина.
Пусть он расскажет нам насколько товарищ Сталин “не разбирался в военном деле“ и “мешал генералам воевать“. Расскажет с пролетарской прямотой.
Война концепций
Удивительно, но даже в 1938-39 годах многие командиры старой закалки не до конца понимали значение танковых ударов по врагу. Считали танки чем-то вроде быстрой повозки на поле боя.
В своих мемуарах конструктор Грабин пишет, что при разработке среднего танка Т-34, легендарной победной тридцатьчетверки, позиции военного заказчика и конструкторов разошлись кардинально! Лучший танк те и другие представляли совершенно по-разному.
Мотострелки видели в танке инструмент быстрого прорыва вражеских укреплений и только. По большому счету, лишь помощь настоящей царице полей - пехоте.
Соответственно, от танка требовалась максимальная скорость и маневренность, понятно, что ни с тяжелой бронёй, ни с мощным орудием это не сочеталось никак.
Грабин, напротив, требовал делать машину сбалансированной. И с хорошим бронированием, и с мощной (а значит длинной) пушкой.
У конструктора было чёткое понимание - пройдёт полгода-год и на поле боя мы увидим более мощные германские танки, бороться с которыми можно только большими калибрами. История позднее правоту Грабина подтвердит.
Возражения армейцев выдвигались иногда просто смешные. Например, один из высокопоставленных маршалов прямо заявил на совете, что такая мощная пушка танку не нужна. “Дулом будет овражки цеплять при спуске“.
Пришлось даже провести для маршала отдельные испытания. Доказать, что ничего танк не цепляет и земля в дуло не попадает. Так родилось легендарное орудие Ф-34, которое и стало “родным“ для танка тридцатьчетверки.