ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Под Материнским кровом
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Русская Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы, – удивительный, светлый, радостный для всякого русского человека праздник. Очень радостно, спокойно и уверенно ощущать себя в объятиях своей мамы, и каждый человек, которому чуть больше, чем 14 лет, в глубине души мечтает снова забраться к маме на коленки, чтобы она его обняла. Уже и мамы-то давно нет, но тоска по этой успокоенности на руках у мамы остается в человеке на всю жизнь. И очень хорошо, очень радостно принимается человеческим сердцем праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда мы все ощущаем себя под этим удивительным, теплым покровом Её любви.
Конечно, у этого праздника есть исторические основания, и про них вчера отец Сергий говорил, рассказал о том, что было реальное событие, реальная угроза для города, и Матерь Божья от этой угрозы город и молящийся народ покрыла и защитила. Угроза давно миновала, и города этого давно нет, – а люди надеются на покров Пречистой Девы, и никто из тех, кто надеется, никогда не остаётся посрамлен. И когда, что называется, «жареный петух клюнет», – тогда человек, испугавшись, бежит под Её покров: «Защити, спаси, Мама!» Это очень понятно и очень близко человеку, – и, конечно, Мама не оставит, и защитит, и покроет, и спасет; – и это происходит и сегодня, как происходило вчера, – и, несомненно, будет завтра.
Но для того, чтобы моя-то жизнь до этого не доходила, чтобы жареные петухи меня не клевали, чтобы бед в моей несчастной жизни было меньше, очень важно слушать Её заветы всегда. Надо слушаться Маму, надо помнить о Ней, надо приходить к Ней не тогда, когда беда, а просто приходить, просить; – жить, находиться под этим Покровом, а не убегать из-под него, как мы делаем: вот сейчас пришли в праздник, помолились, причастились, утешились – и побежали. Куда побежали? Ну, добро бы на дело, которое Бог поручил; ну, добро бы – к семье: свои внуки голодные сидят по лавкам, просят: бабушка, дай что-нибудь поесть, – а бабушка в храм убежала? добро бы, – а то ведь нет, не туда, и дома её никто не ждет. И в следующий раз она прибежит в храм только на следующий Покров, в лучшем случае; так-то – больше нет. Не нужна нам больше Матерь Божия до следующего праздника, – потому и скорбим, потому и мучимся. И едва-едва живыми снова придём сюда: «Матерь Божия, защити, спаси! Плохо мне, тягостно!»
Так что же ты уходишь-то? Что ж ты не остаешься под кровом Моим? Ведь не важно, где ты находишься, – в доме ли, на работе ли, в школе ли, в магазине ли ты находишься, – Покров-то Мой достигает всего: и храма, и торгового центра, – лишь бы только ты сердцем своим не отрывался от него.
Сегодня читалось Евангелие, которое завершается словами: «Блажен, кто слышит слово Евангелия; а кто это слово исполняет – тот воистину всегда пребывает под кровом Всевышнего.» Всего-то, что от нас требуется, – это слушать Евангелие и исполнять его.
Евангелие – это не книга законов. Евангелие – это Благая весть, это радость всякому человеку: ты просто милуй и жалей, не суди и прощай, – и тебе будет так хорошо, что ни в сказке сказать, ни пером описать, ты будешь как на облаках уже еще при этой жизни и будешь ощущать этот теплый Покров. Как вспоминал один труженик веры в 30-е годы, – он, разыскивая свою жену по тюрьмам НКВД, бегал в 30-ти градусный мороз в одном пиджачке и туфлях; и только когда нашёл жену и привёз ее домой, только тогда сообразил, что не простыл и не замерз, потому что всегда ощущал этот покров. который укутывал его, который защищал его и от злых людей, и от морозов, и от отчаяния.
Откуда в нас отчаяние? Откуда в нас уныние? Если мы под кровом Всевышнего и под покровом Пресвятой Богородицы, Мама нас не оставит, Отец всегда защитит. Чего же мы унываем-то? А как не унывать-то, если мы про Них забыли, если мы убежали? Как не унывать ребенку, который побежал, где-то похулиганил, пока папа не видит, и мама не замечает, что-то сделал, – как же ему плохо-то не будет? Так кто же велит-то убегать? Кто же велит-то делать то, что мы хотим, когда всего-то надо приходить сюда, благодарить Его, и миловать людей, не судить, прощать, жалеть, – всего-навсего, – и будет мир и радость, и любовь, и жизнь, – и прикоснетесь уже при этой жизни к Небу, и благодать Божия изольется в сердца ваши. Ну что хорошего в том, чтобы судить? Ну какая в том радость? Ничего кроме боли, ничего кроме боли другим и самому себе. Но мы не можем отстать от этой отвратительной страсти. А если бы отстали, то жили бы так, как у Христа за пазухой. Жили бы так, как у мамы на коленях. Жили бы так, как будто мы в доме Божьем, и никакие холода, никакие ветра, никакое уныние не смогло бы нас победить, потому что с нами Бог. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Оператор: Инга Ганюшкина
Текстовая запись: Елена Плотникова